Так святая Церковь просит у Господа святого Ангела, который является верным наставником и хранителем души нашей и тела.
Димитриевская родительская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий игумен Радонежский, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.
В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.
С тех пор в субботу перед 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.
В этот день мы поминаем усопших, наших сродников, ближних и дальних. Это дань именно русской истории. Конечно, мы и сегодня можем молиться и молимся и за наших сродников, и за всех знакомых, которые уже покинули этот мир, за всех, от века усопших православных христиан, но в первую очередь Церковь молится о павших воинах. Павших не только на поле Куликовом, но и в последующих войнах, в том числе жестоких войнах XX века.
Молитва живых об усопших подчеркивает нашу веру в слова Спасителя: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк., 20, 38).
Такое поминовение очень важно, потому что, поминая усопших, молясь за них, мы ходатайствуем перед Богом за грешников, которые уже не могут там изменить свою участь, о прощении им грехов, а праведник, получивший там дерзновение молиться перед Богом, в ответ помолится за нас.
Поэтому скорбя об усопших, об ушедших от нас близких людях, мы должны помнить, что «человека с нами нет» — скорее иллюзия. А истина в том, что он предстоит перед Богом там, а мы здесь, но перед Богом мы оказываемся вместе с ним. Только за руку его взять пока не можем. Нас всех ждет общее воскресение, и дай нам Бог после Второго пришествия Христова и Страшного суда взять друг друга за руки и неразлучно быть вместе. А это возможно только в Царствии Небесном. Храни вас Господь!