Так святая Церковь просит у Господа святого Ангела, который является верным наставником и хранителем души нашей и тела.
В 2014 г. мы отмечаем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение как для основанной им Троице-Сергиевой лавры и Сергиева Посада, так и для Руси в целом.
По слову русского историка В.О.Ключевского, «при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое... Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».
Будущий Игумен Земли Русской родился в 1314 году. Младенец был крещен на 40-й день после своего рождения и наречен по святцам Варфоломеем, что значит – Сын радости. Имя «Варфоломей» было довольно редким среди боярства той эпохи. Это имя носил один из 12-ти апостолов Иисуса Христа.
Из даты крещения легко выводится и день рождения святого – 16 мая 1314 года. При этом обнаруживается знаменательное совпадение: младенец Варфоломей родился в день, когда праздновалась память одного из первых русских святых, преподобного Феодосия, игумена Киево–Печерского монастыря. Знаменитый подвижник, один из основателей русского общежительного монашества, закончил земную жизнь 16 мая 1074 года - за 240 лет до рождения того, кому суждено было стать прямым продолжателем его дела.
Варфоломей уже с детства был отмечен особой благодатью. Многочисленные чудесные знамения убеждали Кирилла и Марию в богоизбранности их сына. Незадолго до рождения Варфоломея, когда его мать стояла в храме на воскресном богослужении, в самые важные моменты литургии, младенец трижды прокричал в чреве матери. В первый год жизни он отказывался от материнского молока в постные дни недели. Достигнув семи лет, Варфоломей чудесным образом – не через земных учителей, а с помощью ангела, явившегося ему в виде старца-монаха, - овладел грамотой.
В то время Русь, раздробленная и измученная, страдала от набегов Золотой Орды. Семья некогда богатого боярина была разорена от постоянных нашествий татар и тяжких им даней. В 1328 г. Кирилл с семьей решили переселиться из Варницы в город Радонеж, куда пошли пешком (а это 60–70 км), неся свой нехитрый скарб. Перед смертью отец и мать одновременно приняли схиму в Хотьковском монастыре, где сегодня покоятся их мощи.
После смерти родителей юноша Варфоломей твердо решил посвятить свою жизнь строжайшему монашеству и пустынножитию. Он попросил своего брата Стефана помочь ему найти место пустынное. Они обошли многие леса, и полюбилось им место на холме Маковец в самой чаще глухого Радонежского бора, на берегу реки Кончуры. Помолившись, они стали рубить лес и на своих плечах таскать бревна на выбранное место. Вскоре хижина была готова. Примерно в 1335 г. они срубили небольшую деревянную церковь, которая была освящена во имя Святой Троицы. На месте ее теперь стоит храм.
Молодой монах терпением и молитвами преодолевал все трудности своей уединенной и суровой жизни. Порой его смущали демонские козни и ужасы. В лесу к нему стаями приходили волки, выли, иногда окружали его, обнюхивали, но не трогали. Приходили и медведи. Один из них повадился ходить каждый день, но не из злобы, а чтобы взять что-нибудь на пропитание. Сергий стал оставлять ему на пне еду. Медведь брал ее и уходил. Если же не находил привычного куска, то долго стоял, озираясь и упорствуя. Сергий, отличавшийся необыкновенной добротой и к людям, и к зверям, порой сам оставался голодным, а медведя кормил.
Постепенно в место уединенных молитв и тяжелого физического труда начали стекаться иноки со всей страны, образовав обитель, которая к 1345 г. превратилась в Троице-Сергиев монастырь, а впоследствии в Троице-Сергиеву лавру.
Слава святого росла и крепла. В обитель потянулись не только монахи, но и люди вполне светские – от простых крестьян до бояр и князей.
Митрополит Алексий, глубоко уважавший радонежского игумена, перед своей смертью уговаривал его стать своим преемником. Однако у Сергия был свой особый путь, он отказался.
Великий князь Дмитрий Донской накануне битвы с ордынским ханом Мамаем с глубочайшим почтением просил у него благословения. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию. Бог и Святая Троица помогут тебе!» – напутствовал его преподобный Сергий и снарядил с ним двух иноков-богатырей: Пересвета и Ослябю.
Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Однажды ему явилась Божья Матерь с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители.
25 сентября 1392 г. преподобный Сергий скончался. Через тридцать лет после его кончины были обретены его святые мощи. В 1452 г. он был причислен к лику святых. Церковь отмечает его память в день кончины 8 октября, а также 18 июля, в день обретения мощей.
Сергий завещал своим инокам «иметь страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную». Этот завет обращен ко всем русским людям. Православный народ верит, что Сергий сокровенно ходит по народу и возносит молитву о России.
Минувшее время со всей очевидностью показало, что светлый, жизнеутверждающий, мужественный образ «великого старца» - Преподобного Сергия Радонежского не потускнел, не забылся в памяти и душе народной. Напротив, и сегодня с его святым именем, связывает свои чаяния на духовное и политическое возрождение нашего Отечества церковный народ. Мы видим, что Преподобный Сергий, как и во все времена, таинственно продолжает духовно питать Божий народ.
Преподобный Сергий воплотил в себе лучшие черты национального характера русского человека, с его стремлением к созерцанию, к духовному совершенствованию, к возрастанию в вере, к внутреннему духовному росту, которое сочеталось у него с большим смирением, кротостью и трудами во славу Господа.